Духовный мир
сказки

 

(или «Введение в христианскую нравственность»)

 

 

 

Авторская программа факультативного курса по материалам сказок для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы (программа подвижная, применена в воскресной школе с детьми от 4-14 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирская область

р.п. Коченёво

Приход во имя Архистратига Михаила

 

2003 год


             «… Сказка. Народная сказка, и особенно русская народная сказка. Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай…» Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а тонкий смысл её – как тонкий благоуханный мёд: попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, - всё в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата.

         Сотни лет накапливался этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих. В русских душах, незаметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального духовного опыта, укрытого и развёрнутого в русских народных сказках».

 

И. Ильин

 

«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».

«Сказка открывала передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила».

М. Горький

 

«Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

 

А.С. Пушкин

 

«У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и предвидения».

С.Я. Маршак

 

«…Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они – память давно минувшего, они – хранилище русской народности».

 

Н.А. Некрасов


Сказки… Кто их не любит?!

 

Фантастический, загадочный мир влечёт к себе не только взрослых, но и детей всех времён и народов. Ребёнок живёт в воображаемом нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он ещё не знает, черты будущего, о котором он ещё не умеет задумываться.

Какова же цель сказки? К.И. Чуковский сказал замечательные слова, он считал, что цель сказки «…заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т.к. слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Проработав с детьми дошкольного и школьного возраста всю свою жизнь, рассказав им не один десяток сказок, смею сказать: «Мы не знаем сказок, а если знаем, то очень мало и очень плохо». Вас это удивляет? Вы не согласны? Попробую вам это доказать и объяснить. Для начала, т.е. прежде, чем раскрою взятую мною тему, забегу вперёд и приведу два маленьких примера:

 

1.     Сказка «Репка».

Какова её цель? Коллективизм – когда дружно, все вместе собрались, вот и вытянули репку. Так мы и учим детей. Правильно, я это не отрицаю. А теперь давайте немного вдумаемся и разберёмся. Репка – это какое-то большое дело, а мышка – это всего лишь маленькая деталь в этом деле, но без которой дело не двинулось с места.

 

 

Вывод – маленькая, даже самая маленькая деталь в большом деле играет важную роль.

 

Например:  маленький винтик в часах, а если его нет – часы ходить не будут. (Таких примеров можно привести множество).


 

Вот и духовный смысл сказки!

2.     Сказка «Колобок».

Чему учит эта сказка? Лиса хитрая, обманщица, а колобок – хвастун. Правильно. А если получше подумать: почему погиб колобок? Мог ли он сделать так, чтобы лиса его не съела? Мог. Дети быстро объяснили:

 

а)     колобок укатился без разрешения, т.е. нарушил закон послушания (то, что сделали Адам и Ева);

б)     пел песенку и всегда хвалился, какой он хороший, румяный и вкусный;

в)     возгордился, что легко укатился ото всех. Гордыня погубила его.

Вот и духовный смысл сказки!


Мы, взрослые, читая сказки, хорошо знаем, что герои сказок – это люди, страдающие теми или иными пороками, страстями или имеющие те или иные добродетели.

Наблюдая за детьми в приюте и в храме, батюшка, отец Тимофей, предложил мне поработать с младшими детьми и детьми из приюта по сказкам. Дети с интересом воспринимали и усваивали материал. На второй год обучения батюшка предложил более конкретную тему, т.е. показать через сказки страсти человеческие и как их заменить противоположными добродетелями. Так появилась тема «Духовный мир сказки» (или «Введение в христианскую нравственность»). Далее необходимо было определить конечную цель этой работы – это то, что дети должны будут знать восемь страстей человеческих и восемь добродетелей, которыми можно заменить страсти.

Следующий этап работы – распределить изучение страстей и добродетелей на год, т.е. на 34 занятия; подобрать материал, т.е. сказки и их также распределить по занятиям в зависимости от их духовного смысла. Это всё предварительная работа, которую невозможно выполнить, не изучив соответствующую литературу. И здесь снова потребовалась помощь батюшки. Он порекомендовал нужную литературу, указал, на что нужно обратить особое и серьёзное внимание, благословил.

Книги: «Терапия души» В. Невярович, «Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться» св. Феофан Затворник и многие другие помогли изучить святоотеческое учение о борьбе со страстями, т.е. как их искоренить и заменить противоположными добродетелями.

Составила программу подвижную, то есть ей можно пользоваться, работая с детьми любого возраста, только подбирая сказки в соответствии с возрастом детей.

«Спаси, Господи, нашего батюшку!» - ведь это он наставил на правильный путь, указав на то, что программу надо построить так, чтобы был виден путь падения человека, как одна страсть порождает другую и подъём человека, его исправление через покаяние.


 

Объяснительная записка к программе.

 

         Данный курс имеет целью вместе с детьми поставить и решить следующие проблемы:

1.     Дать детям понятие о том, что сказка – сама жизнь – и борьба, и победа, и совершение. Она о том, что всегда и для всех: о счастье, о судьбе, о правде, добре и о зле, о смысле и о путях жизни.

2.     Научить находить верные ответы на вопросы:

·       Что такое счастье? Само ли оно приходит или его надо добывать? Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности, страдания и подвиги?

·       В чём счастье человека? В богатстве? В доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?

·       Чему следовать: правде или кривде? В чём таинственная сила правды? Добро побеждает зло. Всегда ли? Если нет, то почему? Не правит миром некая благая сила и каковы её законы?

·       Возможно ли невозможное? Чудеса в нашей жизни.

·       Что такое бездольность и бессчастность? Можно ли её преодолеть? Есть ли на свете бездольные и бесчастные? Как им помочь?

·      

 

3.     Помочь найти доступ к сказке, увидеть её, зажить ею, чтобы раскрылась её вещая глубина и стал ясен её подлинный смысл, увидеть мудрость сказки.

4.     Помочь детям понять, что сказка не о том, чего нет, и не бывает, а о том, что всегда, и теперь есть, и всегда будет, пока человек будет жить на земле.

5.     Показать падение человека, подвластного страстям, и его исправление. Понять что такое власть и что такое добродетель и что «цель и единственная цель нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями» (прп. Варсонофий Оптинский).

6.     Прикоснуться и углубиться к нравственным категориям традиционной русской православной культуры.

 

 

 

 

 


Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Чревоугодие – Воздержание.

Любодеяние – Целомудрие.

Сребролюбие – Нестяжание.

Гнев – Кротость.

Печаль – Блаженный плач.

Уныние – Трезвение.

Тщеславие – Смирение.

Гордость – Любовь.

 

Сказка.

Присказка.

Грехопадение.

8 главных страстей и добродетели, которые им противостоят.

«Сказка о золотом петушке».

А.С. Пушкин.

КАНИКУЛЫ.

«Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

КАНИКУЛЫ.

«Добро и зло»

С. Лагерлёв.

«Царевна- лягушка».

«Дикие лебеди» Г.Х.Андерсен

Викторина (итог).

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка - Хаврошечка»

«Аленький цветочек»

С.Т. Аксаков

«Мороз Иванович»

В.Ф. Одоевский

«Заюшкина избушка»

«Сказка о царе Салтане»

А.С.Пушкин

КАНИКУЛЫ.

«Стремление к свету»

Г.Х. Андерсен

«Золушка» (или «хрустальный башмачок»)

«Семь Симеонов и семь работников»

Контроль-ный опрос (задание на лето).

«Красная Шапочка», «Лиса и журавль»

«Финист – ясный сокол»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

А.С. Пушкин

«12 месяцев»

«Василиса Прекрасная».

Итоговое занятие.

«Сила материнской любви»

 

«Волк и семеро козлят»,

«Белая уточка».

«Василий – царевич и Елена Прекрасная»

«Сказка о двух братьях»

И. Литвак.

«Счастье»

В.И. Даль

Итоговое занятие.

«Сказка о Иване Золотые руки».

«Хрустальная гора»

КАНИКУЛЫ.

«От чего в свете доброе не ладится».

Н.С. Лесков

 

 

Итоговое занятие.

 

 

 

 

 

 

 


              Определяющие цели и
 сказки тем:

I.      «Цена добра».

(по сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Крошечка – Хаврошечка»)

 

«Жизнь дана на добрые дела».

«Кто добро творит, тому зло не вредит»

(Притч. 12,21)

«…дарования должно употреблять единственно на пользу ближних»

(«Училище благочестия»)

   Цели урока:

o       научить разграничивать поступки героев по страстям; уметь слушать, слышать, быть послушным;

o       развивать умение строить диалог Библия – сказка;

o                                                            воспитывать желание творить добро.

 

II.       «Золотое правило».

   (по сказкам «Волк и семеро козлят» и «Белая уточка»).

«Будь умён, а не силён».

«Не рой яму другому, сам в неё попадёшь».

«На языке медок, а на сердце ледок»

(Притч. 24, 26, 27).

 

   Цели урока:

o       учить строить жизнь, исходя из «золотого правила»: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе»;

o       развивать знания детей о грехе чревоугодия (объядения), непослушания;

o       воспитывать желание строить жизнь по «золотому правилу».

 

III.      «Сделай жизнь светлее и чище».

 

  (по сказке «Аленький цветочек»).

 

Цели урока:

 

o       научить детей работать с текстом сказки, исходя из темы урока;

o       развивать умение определять и толковать понятия о страстях:

o        

прелюбодеяние – это и украшение одежды, лица, любовь к богатству, к роскоши, зависть;

 

целомудрие  (добродетель) – это и чистая, жертвенная любовь, и терпение, и скромность, и увлечение рукоделием…

o       воспитывать желание быть духовно богаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.      «Вечная любовь».

(по сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола»).

 

Цели урока:

o       научить детей различать истину от лжи; понимать, что прелюбодеяние – это грех, маскирующийся под постоянную любовь;

o       развивать у детей понятие о грехе любодеяния;

o       воспитывать у детей умение слышать сказку, понимать её духовный смысл.


Примерный план урока по теме 
«Возлюби ближнего своего»

(группа от 4-7 лет).

      (по сказке «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова, 1987г.)

 

Цели урока:

o       научить детей связывать текст сказки с Евангелием; (Мф. 7, 24-25)

o       развивать у детей понятия;

1)    о празднословии, лености;

2)    о трудолюбии, терпении;

3)    о незлобии,

4)     любви к ближним.

 

o       развивать монологическую речь;

o       воспитывать у детей внимание.

 

План урока:

 

1.  Загадка:

                    Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросёнка).

 

2.  Рассказывание сказки.

 

3.  Разбор сказки по вопросам (примерно такие:

·       О ком сказка? Как звали поросят?

·       Чем они занимались летом, осенью?

·       Кто предложил строить дом? Что ответили братья? Чем продолжали они заниматься?

·       Когда ленивые братья взялись за работу?

·       Какие домики они построили?

·       Как вы думаете, крепкие ли домики были у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа? Почему?

·       Какой домик построил Наф-Наф? Почему?

·       Каким должен быть домик поросёнка? Почему?

·       Какую песенку пел Наф-Наф? Почему он был уверен, что его домик крепкий? (Дать текст из Евангелие).

·       Что произошло?

·       Как поступил с братьями Наф-Наф? (Ев. Лк. 10, 30-37)

·       Как прогнали волка?

·       Почему с братьями стряслась беда?

·       Чему учит эта сказка? («Кто добро творит, тому зло не вредит», «Где ум, там и толк», «Ум силу одолевает»).

 

        В конце урока дети разукрашивают поросят по данному им рисунку (Наф-Нафа раскрасить любимым цветом).

 

 Примерный план урока – викторины
 на тему «Быть доброжелательным»

(группа от 8-14 лет).

      (по русским сказкам).

 

Цели урока:

o       научить детей объяснять значение добродетели;

o       развивать у детей умение видеть добро и зло и определять их по страстям;

o       воспитывать и развивать внимание, мышление, память.

 

Ход урока – викторины.

 

Детям предлагается ряд вопросов, на которые они должны дать быстрый и полный ответ.

 

    I.       

1.  «Мудрый» - это значит какой?

2.  «Умный» - это какой?

3.  Объясните слова «слушать»,  «слышать», «быть послушным».

4.  Как вы понимаете выражение «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок».

 

II.      Назвать сказку и её духовный смысл.

В какой сказке говорится:

                 1.          О дерзком побеге, трёх покушениях и одном убийстве?

                 2.          О том, что молоко помогает скрыться от преследования?

                 3.          о пагубных последствиях невоздержания к питью, которые ведут к потере человеческого образа?

                 4.          Любовь превращает зверя в человека?

                 5.          Домашняя птица убивает человека?

                 6.          Дети в бочках растут не по дням, а по часам?

                 7.          вид моря меняется пять раз?

                 8.          В чьей судьбе сыграли важную роль ромашки, лютики и другие цветы, которые наша героиня собирала в букет?

                 9.          Дикое животное поёт песенки?

            10.          Кто с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где, растянувшись на траве, стал поджидать, когда какой-нибудь глупый кролик заберется в мешок?

 

III.      Что такое «Красная фраза»?

В какой сказке «Красная фраза»:

·        «Ишь какая глазастая!»

·        «Встань передо мной, как лист перед травой»

·        «Чего тебе надобно, старче?»

·        «Припади к сырой земле – не слыхать ли погони?»

·        «Сама беду сделала, сама и поправляй».

 

IV.      Из какой сказки это выражение:

§       «А вы, детушки, думайте, гадайте,

Что здесь правда, что неправда;

Что сказано впрямь, сто стороною,

Что шутки ради, что в наставление».

§       «Эй, вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног».

§       «Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги опутала,

Жёлты пески на груди легли...»

§       «Развязал он руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает!»

§       «Жить и служить – разница,

Работа работе рознь

Что заработал, то и получил».

§       «И выросла на них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто не едет мимо – останавливается, кто проходит мимо – заглядывается».

 

          V.      Подведение итогов: быть добродетельным – это значит каким?  Если останется время, можно предложить ещё ряд вопросов по сказкам.

 

 

 

 

Кривошапова Зоя Фёдоровна – учитель воскресной школы, преподаватель факультативного курса в 5-х классах Коченевской средней школы  №2.

Отличник народного просвещения

Стаж  работы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

                 1.          Православная школа сегодня. Л.В. Суворова. Книга для учащихся и учащих. Издательство Владимирской Епархии, 1999г.

                 2.          Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. Книга для учителя. М., Издательство «Первое сентября», 2001г.

                 3.          Вера исцеляет сердца. В.М. Екименко. Издательство «Ковчег», 2001г.

                 4.          Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Святитель Феофан Затворник. «Благовест», М., 2000г.

                 5.          Лествица Преподобного отца аввы Иоанна. СПБ, 1995г.

                 6.          Терапия души. В. Невярович. «Русский хранограф», М., 2000г.

                 7.          Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. Роман Янушкявичене. М., ПРО-Пресс, 2000г. Серия «Духовность и образование».

                 8.          Учебник жизни. Артемий Владимиров. М., «Дрофа», 2001г.

                 9.          «Введение во храм слова». С.Ф. Иванова. Книга для чтения с детьми в семье и школе. М., «Школа-Пресс», 1994г.

            10.          Глагол и добро. Часть 2-я «Сказки». Л.Е. Стрельцова, Н.Д.Томарченко. М., «Просвещение», 1995г.

            11.          Сказки, пословицы, стихи, загадки. В.И. Даль. М., «Круг чтения», 2001г.

            12.          Сказки и рассказы русских писателей. М., «Круг чтения».

            13.          Русские народные сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. М., «Художественная литература», 1989г.

            14.          Сказки. А.С. Пушкин. Новосибирск, 1985г.

            15.          Газета «Воскресная школа».

 

 

 

                                            632640 Новосибирская область

                                            р.п. Коченево ,переулок Саратовский №3

                                            церковь Архистратига Михаила

                                            (251)-2-43-40

http://kochenevo.narod.ru

 

 

Hosted by uCoz
-->-->-->