ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Настоящая программа является авторской программой учебного курса «Духовный мир художественной литературы».

Настоящая программа рассчитана на учащихся 9-11 классов средней школы, завершающих своё школьное образование и уже имеющих знакомство с библией, получивших знания о православии в воскресной школе при церкви Архистратига Михаила.

При изучении общественно-гуманитарных дисциплин: русский язык как государственный; литература – рассматриваем на уроках понятия: нравственность (мораль), заповеди, наставления, традиции, духовность человека, культурное наследие.

Востребованность общеобразовательной школой данных понятий свидетельствует о том, что нужно вести факультативные занятия «Духовный мир художественной литературы». Такие занятия способствуют формированию у учащихся социальной гражданской зрелости и подлинного патриотизма, потому что невозможно привить любовь к тому, чего человек не знает, защищать то, чего он не ценит.

Данный факультативный курс – это путешествие в духовный мир русского человека, православного по своей сути, а, пройдя этот курс, ученик сможет осознанно сделать свой выбор.

Всего в год 34 часа, обучаются по данной программе 9-е классы (60 человек). На изучение каждого произведения даётся по 2 часа.

 

Цели и задачи учебного курса:

 

·        приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

·        развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни;

·        воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

·        формирование представлений учащихся о литературе как о социальном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

·        воспитание речевой культуры учащихся;

 

Основой данного факультатива является чтение и изучение художественных произведений. Теоретико - и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений служат средством постижения учащимися литературы.

На факультативных занятиях ребята получают дополнительные сведения по теории и истории литературы:

o       Русская литература как национальное достояние русского народа.

o       Роль русской литературы в художественной культуре народов России и мировой художественной культуре.

o       Художественная литература как словесное искусство.

o       Образованность – отличительная черта художественная произведения, основные средства художественной изобразительности.

o       Литературное произведение, его автор и читатель.

o       Содержание и структура литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, система образов).

o       Нравственная и историко-культурная проблематика литературы:

ü     борьба добра и зла;

ü     выбор жизненного пути;

ü     человек и Бог;

ü     преемственность поколений;

ü     человек и общество;

ü     человек и природа;

ü     честь, долг, совесть.

 

«Вечные темы»  и «вечные образы» в литературе.

 

Литературные произведения, предназначенные для анализа в 9 классах на факультативных занятиях:

                                         1.          Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность», Исповедь.

                                         2.          И.А. Бунин «Лапти».

                                         3.          Е.И. Осетров «Живая Древняя Русь», «Деревенская сказка», «Храм Покрова на Нерли».

                                         4.          Даниил Гранин «О милосердии».

                                         5.          Ч. Айтматов «Переводчик».

                                         6.          Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

                                         7.          В.П. Астафьев «Чтобы боль каждого…».

                                         8.          В.П. Астафьев «Храм Спас-камень», «Видение».

                                         9.          В.М. Песков «Святые места».

                                    10.          Е.Н. Пермитин «Мать».

                                    11.          Е. Осетров «Колокола и колокольный звон».

                                    12.          Б.Л. Васильев «Летят мои кони…».

                                    13.          Ю.М. Нагибин «Чистые пруды».

                                    14.          Е.И. Носов «Живое пламя».

                                    15.          И.С. Тургенев «Голуби».

                                    16.          О.М. Добровольский «Саврасов».

 

Для более глубокого понимания используются «Пушкинские проповеди» Симона Соловейчика, М., 1999г. «Первое сентября» и проблемные вопросы, творческие задания (прилагается 1 план-конспект факультативного занятия).

 

2-ой год обучения:

 

            1.          А. Н. Островский «Гроза» (IV действие). Последствия грехопадения (сюжеты Ветхого Завета).

            2.          И.А. Гончаров «Обломов». Обломовщина, лень (исцеление расслабленного [Лк. 5: 17-26]).

            3.          И.С. Тургенев «Отцы и дети». Необыкновенный улов (Лк. 5: 1-11).

            4.          Ф.И. Тютчев и А.А. Фет (стихи) «Ещё печален вид…», «Сияла ночь…», «Эти бедные селенья…», «Заря прощается с землёю…», «Нам не предугадать…», «Это утро, радость эта». Преображение (Мф. 9: 2-9; Мф. 17: 1-19).

            5.          Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание» (Воскрешение Лазаря [Ин. 11: 1-50]).

            6.          Н.А. Некрасов «О погоде», «Умру я скоро», «Элегия», «Пророк». Главная заповедь (Лк. 10: 25-28; Мф. 22: 35-39).

            7.          Н.С. Лесков «Очарованный странник. Нагорная исповедь Иисуса Христа (Лк. 6: 21-49).

            8.          М.Э. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы». Мария посещает Елизавету (Лк. 1: 39-60).

            9.          Л.Н. Толстой «Война и мир». Отрок Иисус в Иерусалимском храме (Лк. 2: 41-52).

 

Пушкинские проповеди, используемые в 1й и 2й годы обучения.

 

     1)            О милости.

     2)            О милостыне.

     3)            О добрых чувствах.

     4)            О нынешней молодёжи.

     5)            О чистоте души.

     6)            О косой зависти.

     7)            О тех, кто слушает и понимает.

     8)            О пути жизни.

     9)            О грядущем дне.

10)            О гордом самолюбии.

11)            О милых сердцу.

12)            Об избалованных природой.

13)            О следе жизни.

14)            О долге любви.

15)            О сладкой деннице.

16)            О луче бессмертия.

17)            Об утешении в слёзах.

18)            Об улыбке спутницы.

19)            О цене философов.

 

3-ой год обучения:

 

  1.          А.П.Чехов «Степь», «Ионыч». Московский Кремль. «Студент» (Лк. 2: 2-39).

  2.          И.В. Гете «Фауст». Превращение воды в вино (Ин. 2: 1-11).

  3.          Оноре де Бальзак «Гобсек». Изгнание торговцев из храма (Ин. 1: 26-39).

  4.          И.А, Бунин «Господин из Сан-Франциско». Благая весть Деве Марии (Лк. 1: 26-39).

  5.          А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Бегство в Египет (Мф. 2: 13-23).

  6.          В.Г. Короленко «Без языка». Крещение Иисуса (Мф. 3: 13-17; 4: 1-22).

  7.          Н.С. Гумилёв «Слово», «Андрей Рублёв». Слово о святых.

  8.          А.А. Ахматова «Родная земля», «Молитва». Влияние на человека молитвы.

  9.          С.А, Есенин. Стихи о природе. М.М. Дунаев о Есенине.

10.          А.П. Платонов «сокровенный человек». М.М. Дунаев о Платонове. Неверие и вера апостола Фомы (Ин. 20: 25-29).

11.          В.В. Набоков «Другие берега». М.М. Дунаев о Набокове.

12.          Б.Л. Пастернак «Гамлет», «Доктор Живаго», «Гефсиманский сад». Моление в Гефсиманском саду (Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 3-9).

13.          В.П. Астафьев «Последний поклон». Воскресение Христово (Мф. 28: 1-8).

14.          В.Г. Распутин «Живи и помни». Воскресение Господне (Мк. 16: 14-19; Лк. 24: 50-52).

15.          Постмодернисты. М.М. Дунаев о Ерофееве, Пелевине, Э. Лимонове.

 

Пушкинские проповеди, используемые на факультативных занятиях «Духовный мир русской литературы». 3й год обучения:

 

     1)            О пустынном сеятеле.

     2)            О стезе правды.

     3)            О молодой надежде.

     4)            О семейной тайне.

     5)            О друзьях и деньгах.

     6)            О прекрасном жребии.

     7)            О лихой моде.

     8)            О пружине чести.

     9)            Об отцовском наследстве.

10)            Об уме и сердце.

11)            О живой любви.

12)            О начале жизни.

13)            О сердечной силе.

14)            О кинжале клеветы.

15)            О сердечной глубине.

16)            О мужественности.

17)            О добром гении.


2.10.2002

План факультативного занятия в 9х классах.

 

Тема:         «Вечное стремление к совершенству христианина…» (по рассказу

Л.Н. Толстого «Исповедь»).

 

Цели:        

Ø     учить ребят при изучении рассказа заглянуть в «себя»;

Ø     развивать умение излагать свои мысли;

Ø     воспитывать искренность, честность перед Господом;

Ø     воспитывать желание шаг за шагом стремиться к Богу…

 

Ход занятия:

 

                           I.      Организация учащихся на урок.

                                                    1.          Пушкинская проповедь «О чистоте души».

                        II.      Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Исповедь» и работа над анализом данного произведения.

                                                    1.          Тема, идея рассказа.

                                                    2.          Новые слова и понятия: бытие, креативный, рай, грехопадение, грех, исповедь, причастие.

Проблемный вопрос: зачем человек хочет исповедоваться?

                                                    3.          Работа с текстом по опорным словам и выражениям: читавшего молитву, открыть прегрешения, без стыда, душа очистится, большой грех, большая грешница, духовник, нравственно переродившимся, изменился внутренно, утаил на исповеди, неописанный ужас, чем свет идти.

                    III.      Составить сложный план по рассказу «Исповедь».

                     IV.      Пересказ текста (сложный пересказ), (подробный пересказ).

                        V.      Работа всего класса с творческим заданием: почему Николенька Иртеньев почувствовал себя изменившимся «внутренно»?

                     VI.      Вывод:

Н. Иртеньев вышел из комнаты счастливым, совершенно чистым, нравственно переродившимся и новым человеком. Герой был в отрадном настроении духа после исповеди; слова молитвы перед исповедью вспомнились и, не переставая, звучали в ушах.

                 VII.         Итоги занятия.

 

 

Сесорова Валентина Ивановна – учитель Коченёвской средней школы №13 Новосибирской области. Стаж 30 лет, «Отличник просвещения», высшая категория.

Hosted by uCoz
-->-->-->